Войти:

Люли, люли стояли…

Этих людей многие видели, но не всем известно их происхождение. Они живут по своим – неписанным законам, традициям, без документов, без судьбы, без Родины. Их основной вид заработка – это попрошайничество. Появление «люлей» — таджикских цыган в местах общественного пользования чаще всего вызывает негативную реакцию. В грязной одежде, с малолетними детьми на руках они просят милостыню.

Кризис «ударил» и по ним — в последнее время, взрослые мужчины или женщины с детьми ходят по квартирам многоэтажек в центре города и настойчиво требуют подаяния. Жильцы жалуются, что несмотря на установленные в подъездах двери с кодовыми замками, попрошайки проникают внутрь и беспокоят их.

Люли

Люли – выходцы из Таджикистана, Узбекистана мигрировали в Казахстан в 20-е годы прошлого века. С тех пор они кочевали по стране и время от времени оседали в городах, областях, районах Казахстана. Чаще всего, они нигде не работают и живут за счет поборов на улице, а в последнее время они на бричках собирают цветметалл и сдают в пункты приема.

Один из таких извозчиков на повозке с осликом — молодой парень, люли Шафкат. Он плохо говорит по-русски, но смог рассказать, что живет в Таразе уже почти пять лет. Его родители остались в Таджикистане, и они даже не знают, где в данный момент находится их сын. То, что он зарабатывает хватает только на еду, а одежду ему дают «добрые люди». Он еще не решил, вернется он на свою Родину, в Таджикистан или останется в Казахстане.

В Таразе насчитывается порядка ста семей таджикских цыган, из них 80% не имеют удостоверения личности, не призываются на службу в Вооруженные силы, не состоят на учете в медицинских учреждениях. Они не работают, их дети не посещают школу. Маленькие люли с самого рождения учатся совсем другому ремеслу – просить милостыню. Рынки города, центральные улицы, общественный транспорт – это места, где люли промышляют себе на жизнь. Никто не несет ответственности за их жизни, только они сами. Как пояснили в компетентных органах, люли не подлежат департации из страны. Это потому, что в настоящий момент они ведут оседлый образ жизни. Вероятно, речь идет о тех семьях, которые живут скопом и обосновались в одном населенном пункте на долгое время. В Таразе они поселились в районе улицы Кошеней. Живут люли в бараках, естественно, что там нет никаких условий. Горожане, живущие неподалеку от этого района, поговаривают, что у люли нет кладбища и если кто-нибудь из них умирает, они хоронят его прямо на своей жилой территории или возле барака.

ЛюлиНесмотря на такой образ жизни, люли не замечены полицейскими в совершении каких-либо преступлений.
Согласно древней легенде, у одних бедных родителей были сын Лю и дочь Ли, которых те, спасаясь от преследований завоевателей, потеряли. Осиротевшие брат с сестрой отправились на поиски родителей, решив идти разными путями.

Спустя несколько лет они встретились уже взрослыми и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, их детей и детей их детей — словом, весь народ люли… Именно так называют себя среднеазиатские цыгане, живущие в Таджикистане и Узбекистане и уже не одно столетие занимающиеся своим основным промыслом — нищенством.

При этом древний народ люли, в чертах которого ученые нашли поразительное сходство с европейскими цыганами, остается верным своим законам и своей, совершенно особой, духовной культуре и изъясняется на одном им известном тайном языке — арго. Исследователи считают, что среднеазиатские цыгане (как и цыгане вообще) являются выходцами из Индии и в древности принадлежали к одной из низших каст индусского общества.

В знаменитом труде средневекового персидского писателя Фирдоуси «Шахнаме», в одной из легенд, говорится о появлении в Индии прибывших из Персии 12 тысяч артистов «лури», которые в V веке были принесены в дар персидскому правителю из рода Сасанидов Бахраму Гуру. Люди эти, прижившись на новом месте, но — сохранив свою замкнутость и профессиональную специализацию, образовали своеобразную этническую группу цыган.

В персидском словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями». Цыгане Средней Азии распадаются на несколько групп, самая многочисленная из которых — народ люли (так их зовут узбеки), или джуги (так их именуют таджики).
Илья ГРОМОВ
Тараз Times, №9 от 12.03.2009

5878
RSS
Guest
23:05
Эта статья на половину плогиат с журнала вокруг света, можете сами посмотреть!
Загрузка...

Последние новости

К сервису подключено более 1000 автомобилей из пяти таксопарков - партнёров города
Депутаты обратились к премьер-министру и главе Нацбанка, заявив о необходимости обеспечить защиту имущественных прав граждан
Руководителя МПС Тараза и ещё несколько должностных лиц задержали по подозрению в получении взяток с подчинённых
Авиакомпания «Сибирь» планирует выполнение новых регулярных рейсов по направлению Москва-Тараз
Во дворце спорта «Тараз-Арена» состоится международный турнир по боксу среди молодёжи
В семи торговых точках Тараза и Жамбылской области выявлены продукты, содержащие кишечную инфекцию
Форум соберёт крупнейших производителей и трейдеров регионального рынка, представителей госучреждений и компаний, работающих в агросекторе
С 22 января по 12 февраля 2018 года выявлено 1535 нарушений правил дорожного движения
Произошёл сход 15-ти грузовых вагонов грузового поезда сообщением Шу-Отар
14 февраля в выставочном зале откроется персональная выставка художницы Татьяны Шелудченковой
​В ДЧС Жамбылской области сообщили о несчастном случае, произошедшем в жилом массиве Тараза
Состоялся суд по делу бывшего заместителя начальника полицейской службы ОВД Кордайского района
18-летний казахстанский нападающий Еркебулан Сейдахмет стал игроком «Уфы»
Автопарки Тараза заявляют о необходимости государственной поддержки или поднятия цен на проезд
В Таразе задержан мужчина, угрожавший по телефону взорвать поликлинику
Женщину и двоих ее сыновей убили из-за детали для компьютера