Город Тараз: информационный портал Город Тараз: информационный портал

У дедушки мавлана все по-честному, без обмана?

Попрошайки в инвалидных колясках на самом деле оказались физически здоровыми людьми

Главный полицейский области Мейирхан Жаманбаев поручил сотрудникам приемника-распределителя, патрульно-постовых служб ДВД Жамбылской области и участковым инспекторам проведение оперативно-профилактического мероприятия «Попрошайничество». Весь июль текущего года полицейские занимались поимкой бомжей и попрошаек, промышляющих в местах скопления людей – на рынках, базарчиках микрорайонов, центральных улицах города. Все они доставлялись в приемник-распределитель ДВД Жамбылской области.

Как рассказал начальник этого учреждения Амирбай Байтиев, мероприятие такого направления проводится впервые. Кроме того, заведение, которым он руководит – это единственное место, куда со всех районов Жамбылской области привозят нелегальных гастарбайтеров, попрошаек и бомжей.

В итоге в приемник-распределитель был доставлен 51 человек. При установлении личностей задержанных выяснилось, что 8 из них — граждане Республики Узбекистан, все они находились на территории Жамбылской области нелегально. Но стражи порядка были удивлены другим фактом — четверо граждан из Самаркандской области, сидя в инвалидных колясках, просили милостыню у прохожих, будучи совершенно здоровыми людьми.

— Я хочу обратить внимание горожан на такие случаи, — говорит Амирбай Байтиев, — будьте бдительны, среди попрошаек есть обманщики – люди, которые притворяются инвалидами. На сегодняшний день двое из этих мнимых инвалидов депортированы на Родину, а двое других пока находятся в приемнике-распределителе.

Седовласый старик по имени Мавлан рассказал корреспонденту «Тараз Times» о том, как он попал в Казахстан и что побудило его просить милостыню обманом.

— Я приехал в Казахстан недавно — два месяца назад. Знакомые, которые побывали в этой стране, рассказали мне, что им здесь понравилось. Я тоже решил съездить. Мне ведь уже 60 лет, и на старости лет захотелось посмотреть, как живут люди в Казахстане. Тем более что у меня здесь родственники. Сначала просто гостил, а потом решил подзаработать немного денег на обратную дорогу. Живу в Самаркандской области, в кишлаке. До приезда в Казахстан работал в Самарканде — на рынке тачку толкал. В день зарабатывал по 4000 – 5000 тысяч сумов. Работа нелегкая – но на жизнь хватало. В последнее время стал быстро уставать, уже не могу целый день тяжелый груз толкать. А здесь, когда стал просить милостыню на базаре, в день у меня набиралось около 300-400 тенге. Документов у меня нет. Если дети узнают, в какую историю я попал, будут меня ругать. Да и мне самому очень стыдно перед ними. Говорили они мне: не работай, сиди дома, а я вот не послушался их. Теперь хочу только одного – вернуться домой, к детям и внукам. В Казахстан уже больше не приеду, — с досадой сказал мужчина.

Раз два встали
Раз два встали

Его сосед по камере пробыл на территории Республики Казахстан немного дольше. Гали приехал в Жамбылскую область год назад. Устроился по найму строителем и получал 400-500 тенге в день. Жил в съемной квартире, работал в течение 8 месяцев, пока стройка не закончилась. Другой работодатель, узнав, что у гастарбайтера из Узбекистана нет документов, отказался брать его на работу. Тогда Гали приобрел недешевую инвалидную коляску и, приглядев себе место на центральном рынке, стал просить милостыню, а доверчивые прохожие давали ему деньги. Он рассказал, что в день «зарабатывал» по 600-700 тенге – больше, чем ему платили на стройке. На Родине – в городе Ташкенте — у него осталась сестра. Она понятия не имеет, где сейчас находится ее брат. Теперь, когда полицейские сделали запрос в Узбекистан для подтверждения личностей задержанных, необходимо ждать ответа. По словам Амирбая Байтиева, обычно на эти процедуры уходит порядка 30-40 дней. Если все нормально, то задержанные будут депортированы на Родину.
Начальник приемника-распределителя рассказал, что, как правило, здесь не бывает женщин — условия приемника не позволяют их содержать.

Женщин в приемник не принимают
Женщин в приемник не принимают

Между тем, горожанам не раз приходилось наблюдать в людных местах женщин с детьми, которые просят милостыню. По дороге на Центральный рынок, у обочины сидит молодая женщина с ребенком на руках. Перед ней лежит детская кепка, в которую прохожие кладут деньги. Она рассказала, что в Тараз приехала недавно. В родном Узбекистане никогда не работала, потому что муж не разрешал. А сейчас он в России на заработках, она здесь живет у родственников.

— Просить стыдно, но я прошу не для себя, для детей. Здесь много народа – за день я зарабатываю по 300-400 тенге. На хлеб, рис и молоко хватает. Несколько раз полицейские делали мне предупреждения. Буду сидеть, пока не выгонят, — говорит она.

Лепешечник Саид
Лепешечник Саид

Среди иммигрантов, которые находятся на территории Жамбылской области, есть граждане соседних республик, имеющие миграционную карточку особого образца. В 2006 году они попали под Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов». Это дает им право в течение трех лет трудиться на территории Республики Казахстан.

Лепешечник Саид торгует на центральном рынке. Он приехал в Казахстан, из Узбекистана, города Наманган. Рассказал, что в Узбекистане, где остались его жена и ребенок, в то время – два года назад — невозможно было найти работу. Образования у него нет. В Таразе Саид снимает жилье в частном секторе, неподалеку от рынка, и там же и выпекает лепешки. В день он зарабатывает по 500-600 тенге. Хватает на то, чтобы оплатить аренду жилья и купить муки для выпечки своего товара. Но Саид экономит, чтобы привезти домой заработанные деньги. Скоро истекает срок легализации, и он не знает, как будет зарабатывать на жизнь, вернувшись на Родину.
Гузаль МИРЗАРАХИМОВА
Тараз Times, №34 от 21.08.2008

4372
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежие новости