Город Тараз: информационный портал Город Тараз: информационный портал

Как обмануть инвалида

Как выяснилось, права социально уязвимых слоев населения нарушают те, кто по закону должен их защищать…

К такому выводу приходишь, ознакомившись с результатами проверок, проведенных областной прокуратурой.

Надзорным органом проведена проверка применения законодательства о социальной защите инвалидов в уполномоченных государственных органах и подведомственных им учреждениях.

Прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, повлекшие существенные нарушения прав и интересов инвалидов.

Проверкой Дома-интерната для умственно-отсталых детей установлено, что ее директор — Рыспаева А.А., являясь опекуном инвалидов-детей, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства единолично распоряжалась денежными средствами подопечных.

В этой связи общая сумма использованных ею средств за прошедший год составила 17 415 104 тенге, что свидетельствует о перерасходе средств инвалидов – детей на медикаменты на сумму на 1 206 153 тенге.

Аналогично, в нарушение требований закона расходовал денежные средства инвалидов директор психоневрологического дома–интерната Нарбаев Б.Ж.
При проверке Психоневрологического дома интерната установлено, что по состоянию на 09 февраля 2009г. в интернате находятся 329 человек, при допустимом в учреждении лимите 100 человек.

Несмотря на переполненность этого учреждения и нахождение в нем лиц с медицинским противопоказанием к социальному обслуживанию, соответствующие меры по решению данного вопроса как со стороны директора учреждения, так и начальника Управления координации занятости и социальных программ акимата области Бекболатова К. до настоящего времени не приняты.

По причине непринятия мер по оформлению соответствующих документов администрацией дома-интерната до сегодняшнего дня, 19 инвалидов не получают социальные пособия по инвалидности и пенсии по возрасту.

СТРАСТИ ВОКРУГ ДОКУМЕНТОВ
Повсеместно прокурорами выявлены факты ущемления прав инвалидов при получении специальных средств.
В результате ненадлежащей организации работы директором Дома-интерната для престарелых и инвалидов №2 Каржасовым Б. и безответственности работников данного учреждения, нуждающимся инвалидам не выданы кресла-коляски, ортопедическая обувь, трости, тифлотехнические средства, гигиенические памперсы и другие средства, которые были указаны в социальной части реабилитации ИПР.

К примеру, выявлен и такой нелицеприятный факт — Управлением координации занятости и социальных программ выдан не работающий слуховой аппарат инвалиду 2 группы Исмагулову К. Однако до настоящего времени Кордайским районным отделом занятости и социальных программ меры по его ремонту или замене не приняты.

При проверке МСЭК Департамента занятости установлены также факты нарушения прав инвалидов, выразившиеся в неразработке социальной части индивидуальной программы реабилитации (ИПР), в результате чего инвалиды не смогли получить гарантированные государством специальные средства для передвижения и другие услуги.

Также настораживают факты незаконного требования у инвалидов, обратившихся для разработки ИПР, документов, непредусмотренных законодательством, что является предпосылкой для создания условий для коррупции.

Так, в нарушение Правил ИПР начальником отдела Бердалиевым М. и реабилитологом Сапаралиевой З. при разработке социальной части ИПР у инвалида Курманалиева Н.С. для переосвидетельствования были истребованы заключение ВКК, копия социального индивидуального кода (СИК) и копия справки об инвалидности, предоставление которых не предусмотрено Правилами ИПР.

В другом случае этими же лицами при разработке социальной части ИПР Халмурзаева С. напротив, не истребованы обязательные документы.
Теперь о возмещении расходов, связанных с поездкой на протезирование и содержание инвалидов. Здесь также выявлены факты ущемления их прав.

Так, инвалиду 2-группы Фомину П.Г. необходимо было получить в Республиканском протезно-ортопедическом центре г. Алматы протез для нижней конечности левой ноги. Однако, в нарушение п. 50 Правил ортопедической помощи, Фомин ездил за свой счет и расходы на проезд ему не возмещены. Более того, в последующем протез ему не выдан.
Есть еще ряд подобных фактов.

ВИРТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Отметим, что отсутствует и контроль со стороны уполномоченных государственных органов за обеспечением и деятельностью соцработников, закрепленных за инвалидами.

К примеру, в ходе проверки в средней школе им. М.Горького Рыскуловского района установлено, что 5 учеников с ограниченными физическими возможностями обучаются на дому. Однако с 4 декабря 2008 года по 4 февраля 2009 года, занятия вовсе не проводились, помимо того, в целях мнимого подтверждения посещения учащихся, в журналах проставлены фиктивные подписи родителей этих учащихся, в результате чего незаконно сотрудником получена зарплата в сумме 29 471 тенге фактически за неотработанное время.

Управлением координации занятости и социальных программ, возглавляемым Бекболатовым, недостаточно обеспечивается контроль за правильным расходованием бюджетных средств при предоставлении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Здесь выявлено 13 таких фактов, на общую сумму 72 000 тенге.

Решением областного маслихата принята региональная программа реабилитации инвалидов области на 2006-2008 годы, отдельные пункты которой местными исполнительными органами оставлены без исполнения.

В этой связи для примера нужно отметить, что Шуском районе, где проживает 2323 инвалида, подъезды к зданиям городских и районных больниц, налогового комитета, районного узла связи, других государственных учреждений не оснащены пандусами. Такая же ситуация во многих учреждениях областного центра и во всех других районах.
Права инвалидов в этой части нарушаются также при решении вопроса о вводе в эксплуатацию объектов отделами архитектуры и градостроительства акиматов.

КРИЗИС ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Законом закреплены равные права инвалидов на охрану здоровья, образование и свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой.

Однако в ходе данной проверки в органы прокуратуры обратились руководители республиканского казахского общества глухих и слепых, где имеются учебно-производственные предприятия с просьбой об оказании содействия в получении госзаказа на предоставление товаров и услуг в государственные учреждения.

В соответствии со ст. 44 Закона РК «О государственных закупках», предусмотрены условия поддержки отдельных отечественных потенциальных поставщиков, куда были отнесены указанные республиканские общества инвалидов.
Однако, обращения общества инвалидов в различные государственные органы было оставлены без удовлетворения. В результате предприятие общества глухих было вынуждено приостановить свою деятельность, а 67 инвалидов отправлены в отпуска без содержания. Тогда, как мощность одного предприятия общества глухих, выпускающего мягкий инвентарь, постельное белье и.т.д. достигает до 9 млн. тенге ежеквартально.

ГОСЗАКУПКИ
Вместе с тем, в ходе настоящей проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства о государственных закупках и финансовой дисциплины, а также нарушения в соблюдения закона о борьбе с коррупцией.

Так, по результатам проверки прокурорами за совершение коррупционного правонарушения внесены представления о привлечении к дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц.

Факты недостачи товарно-материальных ценностей выявлены в Байзакском районе. Коррупционные проявления при выдаче путевок инвалидам на санаторно-курортное лечение — в Кордайском районе. Аналогичные представления внесены прокурорами г. Тараз, Рыскуловского, Шуского и Жуалынского районов.

По результатам проверок прокурорами защищены права 131 инвалида, 19 из них восстановлены нарушенные социальные права.

Внесено 17 представлений об устранении нарушений законности, подняты вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности 46 должностных лиц, в том числе к шестерым руководителям — в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией.

Олеся УТКИНА, по материалам пресс-службы прокуратуры Жамбылской области
Тараз Times, №9 от 12.03.2009

5922
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежие новости